2012-02-28, 11:18
Самые дешевые порты – в Восточной Балтике
Видмантас Матутис
v.matutis@kl.lt
Различаются втрое
Пару лет назад координатором деятельности портов Международной федерации транспортных рабочих (ITF) в странах Балтии начал работать проживающий в Таллинне Александр Мейер.
По его словам, он хорошо проанализировал ситуацию с заработной платой докеров в портах России и стран Балтии. Наименьшие зарплаты в эстонских портах – до 950 евро в месяц, в портах России, Литвы, Латвии – около тысячи евро в месяц.
Это стандартные зарплаты, когда выполняются определенные установленные нормы.
Зарплаты зависят и от компаний, переваливаемых грузов, коллективных договоров. Наименьшие зарплаты – на терминалах перевалки угля. В Клайпеде уголь не переваливают, его количество снижается значительно в эстонских портах. Основные порты перевалки угля – Рига и Вентспилс.
Сравнительно невысокие зарплаты докеров стран Восточной Балтики стали головной болью портов Скандинавии. Их профсоюзы опасаются эмиграции портовых работников. Через ITF делаются шаги к тому, чтобы в странах Восточной Балтики, где докерам платят наименьшую зарплату, она повышалась. Повышение заработной платы докерам в этих странах получило отрицательную реакцию со стороны властей.
По словам А.Мейера, правительства стран Балтии давят на работодателей порта, чтобы не повышали зарплат. Суммарный размер зарплат в этих странах очень низок. Власти опасаются, что если значительно поднять зарплату докерам, повышения зарплат потребуют и другие граждане.
Сегодня минимальная заработная плата в Финляндии составляет тысячу евро, тогда как в Эстонии – 290 евро. В Литве и Латвии минимальная заработная плата еще ниже.
В Финляндии, которая славится решением проблем методом забастовок в портах, предусмотрены два постоянных стандарта зарплат докеров – низший (2700–3000 евро) и высший (3000–3500 евро). Такие зарплаты докеры получают за стандартное время работы – по восемь часов пять дней в неделю. За работу по вечерам, ночам или во время выходных выплачиваются надбавки.
Государства – за единство
Считают, что грузовые тарифы в портах Скандинавии и стран Восточной Балтики похожи, поэтому и зарплаты должны быть схожими.
Почему они различаются втрое? По мнению А.Мейера, так сложилось потому, что в Скандинавских странах очень сильные портовые профсоюзы. Новый человек, пришедший работать в порт, в течение 3–4 дней принимается в профсоюз.
В этих странах законы поощряют профсоюзное движение. Сам работодатель вынуждает работника стать членом профсоюза – иначе ему придется платить за работника взнос профсоюзу. Работник после вступления в профсоюз этот взнос платит сам.
Неудивительно, что в Финляндии, по словам А.Мейера, 95 % портовых работников, в том числе и администрации, являются членами профсоюзов. Профсоюзы там считаются формой управления демократического государства.
В Эстонии членами профсоюзов является 7 % портовых работников, в Литве – около 10 %, в Латвии – около 20 %.
Портовики боятся вступать в профсоюзы. Руководители стивидорных компаний «давят» на работников, чтобы те не вступали в профсоюзы. В некоторых портах постсоветских стран создаются так называемые желтые или карманные профсоюзы.
Так произошло в российском порту Усть-Луга. В этом порту с работы был уволен один из руководителей профсоюза, принимавший участие в конференции в Клайпеде. Ему было неофициально сказано, что администрация не одобряет его визиты в порты конкурентов.
В странах Восточной Балтики докеры более организованы. В профсоюзах они составляют от 40 до 60 % от числа всех докеров.
Похожая тенденция отмечается и в Клайпедском порту. Из работающих в порту приблизительно 600 докеров членами профсоюзов являются около 300. В настоящее время в Клайпеде действуют два профсоюза работников порта – объединяющий докеров Клайпедской морской стивидорной компании (KLASCO) Профсоюз докеров и профсоюз «Уостининкас», объединяющий работников других портовых компаний.
В одном портовом профсоюзе около 200 членов, в другом – 106. За последний год из профсоюза в результате давления со стороны администраций стивидорных компаний вышло несколько десятков членов.
Новые неблагоприятные тенденции
А.Мейер предупредил, что в портах Эстонии появляются неблагоприятные для стивидорных компаний тенденции. Создаются новые стивидоры, которые наполовину снижают расценки в порту. Конкретный случай зафиксирован в эстонском порту Мууга. В подобные компании докеров принимают на временную работу и платят им значительно более низкую зарплату.
Клайпедские докеры упоминали, что неприемлемые тенденции уже появились и в Клайпедском порту – даже опытным докерам говорят: если не нравится зарплата – можешь уходить, найдется, кем заменить.
В некоторых компаниях Клайпедского порта атмосфера в бригадах докеров очень непростая. Система создана таким образом, что зарплата бригадиров зависит от выполненной докерами работы. Бригадиры оказывают давление на докеров, объясняя, что они являются представителями администрации.
В компаниях также есть и так называемые начальники смен, которых считают ничего не делающими надсмотрщиками. Почему так много начальников? Почему не доверяют докерам?
«В европейских портах докеры – это уважаемые люди. В Эстонии, если ты работаешь в порту, тебя считают неудачником. Мы должны стремиться к тому, чтобы и в наших странах профессия докера стала престижной», – рассуждал А.Мейер.
Как в Эстонии, так и в Литве докеров приравнивают к неквалифицированной рабочей силе. В действительности докеры являются работниками высокой квалификации, поскольку часто работают с очень сложной грузовой техникой. Профессиональный статус докеров не определен ни в Литве, ни в Эстонии.
Во многих странах докеры выходят на пенсию на пять лет раньше установленного срока. Их работа считается опасной. Установка более раннего выхода докеров на пенсию преобладает в России. В странах Евросоюза, согласно его конвенциям, опасных работ как бы не может быть. Поэтому докерам сложно доказать свои профессиональные заболевания.
В действительности работа докеров является опасной – она ведется и в жару, и в лютую стужу, и в дождь, и в снег, и в облаках пыли. Однако от работодателей докеры часто слышат: работаете на свежем воздухе, у моря, где воздух насыщен йодом – другие люди специально едут на курорты, чтобы побывать в таких условиях, в которых работают докеры.
Комментарии
Антанас Барусявичюс
Руководитель профсоюза «Уостининкас»
У нас большая часть докеров – из «Клайпедос Смяльте». Заработная плата докеров KLASCO выше, но они не хвалятся, по сколько часов работают. В этой компании зарплата докеров зависит от количества перегруженных тонн. Зарплата крановщиков «Клайпедос Смяльте» одно время составляла 30 литов в час. Сейчас она несколько снизилась. Докеры второго класса получают 16 литов в час, третьего – 14 литов. Плюс предусмотрены надбавки за сверхурочную работу, премии. На небольшом терминале Дровяной бухты заработная плата основных портовых работников составляет 20,5 лт за час, подсобных – 16 лт.
Когда у нас будут зарплаты, как у финских докеров, сложно сказать. Это зависит и от работников порта, немалая часть которых не вступает в профсоюзы и не борется за свои права. И власти не заинтересованы в сильном негосударственном секторе. Профсоюзы являются головной болью властей. Это доказывает и пример Греции.
Владимирас Бендорайтис
Председатель Профсоюза докеров
Наш профсоюз объединяет только работников KLASCO. Новых членов профсоюза немного. Молодые люди не хотят работать докерами. Они легче зарабатывают где-нибудь за границей на фасовочных предприятиях эти 3,5 тыс. литов, которые докер получает «на бумаге». Наиболее высокооплачиваемые докеры KLASCO работают на Морской переправе. На грузовом терминале или терминале удобрений сегодня не хватает работы. Когда ее нет, зарплаты снижаются. Однако когда грузооборот растет, докеры также не ощущают его рост на зарплате.
Главная проблема профсоюзов порта – государство не в состоянии, а вероятно и не желает ратифицировать международные конвенции о труде докеров и санитарных условиях в порту. В Литве не упорядочена законодательная база условий труда докеров и работников порта. Хорошо, что появился координатор ITF в странах Балтии. Объявлена кампания против дешевых портов. Вероятно, дела в регионе с огромной инерцией сдвинутся с места.
По сравнению с другими европейскими странами, наш регион выглядит неприглядно. Зарплаты докеров в три раза ниже зарплаты скандинавов. Даже в Хорватии – стране, где шла война и которая не является членом ЕС, заработная плата докеров значительно выше, чем в регионе Восточной Балтики. Там она превышает 2,5 тыс. евро.
Положение работников нашего порта даже хуже существующего в России. Там осталось много прежних законов, обеспечивающих благоприятные условия для работников. У нас система приведена в беспорядок, работодателям предоставлено много свободы.
Месячная зарплата докеров в портах в евро
Страна Зарплата
Эстония 880–950EUR
Россия 900–1000EUR
Литва 900–1000EUR
Латвия 900–1000EUR
Финляндия 2700–3500EUR
Швеция около 3000EUR
Нидерланды около 4000EUR
Германия около 3500EUR
Дания около 3500EUR
Представлено по данным координатора деятельности портов ITF в странах Балтики Александра Мейера.
Комментариев нет:
Отправить комментарий