2011-03-28, 09:17
Невероятно: радиоактивность излучают даже калийные удобрения.
Сегодня возникает вопрос – куда японцы денут сотни тысяч автомобилей, испорченных во время бушевавшего цунами?
Доставят автомобили после цунами?
Уже слышны мнения о том, что жертвы цунами – дешевые автомобили – могут скупаться и транспортироваться в страны Восточной Европы. Здесь их будут продавать как ценный товар, поскольку как балтийцы, так и россияне ценят японские автомобили.
Подобная возможность не взята с потолка. События 2005 года, когда ураган разрушил дамбы, и Новый Орлеан залило наводнение, показали, что немалая часть тогда тонувших автомобилей позднее очутилась в странах Восточной Европы. Какое-то время и в Клайпедском порту заметно возросла транспортировка американских автомобилей из-за Атлантики.
Автомобили, которые сейчас тонули в Японии, будут отличаться от тех, какие были после наводнения в Новом Орлеане. Велика вероятность того, что привезенные из Японии автомобили могут быть с определенной дозой радиации.
Пока что пострадавшие от цунами японские автомобили или их части физически не могут оказаться в европейских портах. Грузы, доставляемые из Японии в Европу морским путем, транспортируются приблизительно месяц. В лучшем случае автомобили из зоны бедствия в Японии могут показаться в Европе в конце апреля.
Проверяется радиоактивность
По словам заведующей Клайпедским отделением Центра радиационной безопасности Ирмы Закараускене, в порту как-то особенно не готовятся к возможному наплыву автомобилей. Однако когда появится груз из Японии, ему будет уделено повышенное внимание. Больше всего опасаются, чтобы с японскими грузами по мировым портам не распространялась радиация.
Не вызывает сомнений, что какая-то часть автомобилей из зоны бедствия может попасть и в Клайпедский порт. Ясно то, что прямого рейса из Японии в Клайпеду не будет. Судно, перевозящее товары из Японии в контейнерах или другим способом, зайдет в какой-нибудь порт Западной Европы, где при помощи специального оборудования будет проверена его радиоактивность.
«При прохождении грузов через ворота на специальных детекторах срабатывают сигналы в том случае, если обнаруживается радиационное загрязнение. Поэтому уже в первом европейском порту дальнейшая транспортировка радиоактивного груза будет остановлена. Нет никакой возможности, чтобы радиоактивный груз из Японии мог попасть в Клайпедский порт», - рассуждала И.Закараускене. Она акцентировала, что жителям Литвы не стоит волноваться, поскольку опасности загрязнения нет.
Если какой-то загрязненный радиацией груз из Японии и проникнет в Клайпедский порт, доставляемые товары здесь с помощью специального оборудования еще проверяют литовские пограничники.
Излучают и удобрения
Аудроне Кармазинене, девять лет работающая в дирекции Клайпедского государственного морского порта специалистом по гражданской безопасности, сказала, что не припомнит случая, когда был бы зафиксирован транспортируемый через Клайпедский порт радиоактивный груз. По ее словам, самую большую опасность в порту представляет не радиация, а используемый в холодильниках нитрат аммония, перевозимые в большом количестве нефтепродукты.
В Клайпеде был случай, когда в груде металлолома был зафиксирован повышенный радиационный фон. Как пояснила И.Закараускене, излучаемая грудой металлолома радиоактивность является частым явлением в портах всего мира. В Клайпеде повышенная радиоактивность была зафиксирована и в транспортируемом казахстанском металле.
Бывают инциденты, связанные с транспортируемыми удобрениями. В калийных удобрениях есть природный, называемый 40-м, элемент, который излучает небольшое количество радионуклидов. Излучение фиксируется и от перевозимого большого количества телевизионных приборов, в которых радиоактивность излучают экраны.
В судостроении – радиографы, в медицине – рентгеновские аппараты, аппараты лучевой терапии излучают радиоактивное излучение.
«На использование каждого прибора, излучающего радиацию, выдаются лицензии, перед этим проводятся измерения. Когда эти приборы используются с соблюдением правил техники безопасности, они не представляют никакой опасности», - акцентировала И.Закараускене.
Видмантас Матутис
v.matutis@kl.lt
Комментариев нет:
Отправить комментарий