Самые динамичные на Балтике — порты Латвии
Ольга Павук, БК, Рига, 16.11.2012.
http://www.baltic-course.com/rus/good_for_business/&doc=66156
http://www.baltic-course.com/rus/good_for_business/&doc=66156
Латвийские порты демонстрируют самый динамичный рост среди всех портов Восточного побережья Балтийского моря. За 9 месяцев 2012 года грузооборот трех портов Латвии увеличился на 14,4%. Российские порты на Балтике показали рост 12,5%. В то время как Таллиннский порт и Клайпеда оказались в минусах. В целом же балтийские порты России опережают своих соседей по Евросоюзу по объемам перевозимых грузов.
Сегодня Рижский свободный порт лидирует по грузообороту среди портов стран Балтии, демонстрируя постоянный рост (за 9 месяцев 2012 г. — 8,8%). Растут обороты грузов в портах Вентспилса (14,7%) и Лиепаи (52,3%). В то же время отрицательный прирост грузов показывают Таллинн (-18,3%) и Клайпеда (-5,5%). Сократился грузооборот и в некоторых российских портах Балтийского моря: Санкт-Петербург (-3,5%), Высоцк (-6,8%). В два с лишним раза увеличила грузооборот Усть-Луга. В целом по портам Восточного побережья Балтики оборот грузов за 9 месяцев вырос на 7%. (См. таблицу 2).
Снижение темпов роста в некоторых российских портах связано с пределом возможностей использования их территорий. В то же время латвийский порты, и особенно, Рижский свободный порт имеют значительный потенциал роста.
Таблица 2. Грузооборот в портах Восточного побережья Балтийского моря, 9 месяцев 2012 г., млн. т
Порты | 2012, 9 мес. | 2011, 9 мес. | +/- % |
Россия, всего | 146,85 | 130,51 | +12,5 |
Приморск | 57, 36 | 55,94 | +2,5 |
Санкт-Петербург | 43,38 | 44,95 | -3,5 |
Усть-Луга | 33,09 | 15,75 | +110,1 |
Высоцк | 9,65 | 10,35 | -6,8 |
Калининград | 2, 34 | 2,77 | -15,5 |
Выборг | 1, 03 | 0,75 | +36,4 |
Латвия, всего | 57,04 | 49,87 | +14,4 |
Рига | 27,39 | 25,17 | +8,8 |
Вентспилс | 24,33 | 21, 21 | +14,7 |
Лиепая | 5,32 | 3, 49 | +52,3 |
Литва | |||
Клайпеда и Бутинге | 31,92 | 34, 14 | -6,5 |
Эстония | |||
Таллинн | 22,46 | 27,50 | -18,3 |
ИТОГО по всем портам | 258, 27 | 242,02 | +7,0 |
Источник: Статистика портов.
Контейнерный оборот растет во всех портах Восточного побережья Балтики, кроме Клайпеды. Особенно быстрый рост демонстрируют Рижский порт (23,5% до 275 025 TEU), Лиепая (32,5% до 3198 TEU) и Калининград (+22,7% до 138 987 TEU). (См. таблицу 3.) По расчетам международных экспертов, мировой рост контейнерооборота составляет 10% ежегодно, можно предположить, что в скором времени в российских портах на Балтике будет ощущаться недостаток контейнерных мощностей. И, несмотря на задержки в реализации, разработчики проекта NKT в Рижском порту серьезно настроены на его воплощение.
Таблица 3. Контейнерооборот в портах Восточного побережья Балтийского моря, TEU
Порты | 2012 г., 9 мес. | 2011 г., 9 мес. | +/- % |
Россия | 2 006 661 | 1 887 956 | +6,2 |
Санкт-Петербург | 1 860 807 | 1 774 682 | +4,9 |
Усть-Луга | 6 867 | 0 | - |
Калининград | 138 987 | 113274 | +22,7 |
Латвия | 278 583 | 225 125 | +23,6 |
Рига | 275 025 | 222 712 | +23,5 |
Лиепая | 3 198 | 2 413 | +32,5 |
Вентспилс | 360 | 0 | - |
Литва | |||
Клайпеда | 278 982 | 296 794 | -6,0 |
Эстония | |||
Таллинн | 174 926 | 146 114 | +19,7 |
ИТОГО по всем портам | 2 739 152 | 2 555 989 | +7,0 |
Источник: Статистика портов.
Ложку дегтя внесло недавнее заявление президента Беларуси Лукашенко о переориентации крупных потоков белорусских грузов (нефтепродукты и минеральные удобрения) из портов Балтии в порты Ленинградской области, с учетом общего Таможенного пространства РБ и России. Несомненно, игнорировать это заявление не стоит. Стоит вспомнить о потерях латвийскими портами части грузов в конце 90-х, когда Россия решила строить новые порты вокруг Санкт-Петербурга. В результате Вентспилсский порт потерял около 15 млн. тонн сырой нефти в год. Еще один удар по Вентспилсу был нанесен белорусами, когда часть калийной соли была переброшена на Клайпеду. До сих пор потери одних грузов восполнялись другими, прежде всего углем, зерном, лесоматериалами, и конечно, контейнерными грузами. Для того чтобы обеспечить некую стабильность грузоперевозок, сегодня латвийские портовики привлекают крупных российских инвесторов, чего, к сожалению, не делалось в годы приватизации. Однако конкуренция на Балтике за грузы будет расти.
Обзор о развитии латвийско-российских экономических отношений читайте здесь http://www.baltic-course.com/rus/good_for_business/&doc=66151
Комментариев нет:
Отправить комментарий