Порт приплыл к
забастовке
Почти год рабочие ОАО «Ейский морской порт» - одной из
ведущих стивидорных компаний в бассейне Азовского моря - пытаются добиться от
администрации заключения коллективного договора.
Для этого активисты профсоюзов
моряков и докеров создали единый представительный орган работников, но дирекция
продолжала игнорировать их требования. Не помогло даже предписание
Краснодарской транспортной прокуратуры. И только в октябре, когда докеры дважды
попытались провести забастовку, которую тут же запрещал суд, в ситуацию активно
вмешались районная администрация и другие надзорные органы.
В 2013 году в Ейском морском порту закончился трехлетний
коллективный договор. Чтобы в новый документ вошли социальные гарантии,
например, ежегодная индексация заработной платы, объединенные в профсоюзы
рабочие создали представительный орган, с которым администрация предприятия
должна была вступить в переговоры. Но руководство порта полностью игнорировало
их требования, заявив, что якобы сами рабочие не хотят такого договора.
Каких-либо доказательств этого представлено не было.
Камень преткновения
В марте этого года Краснодарская транспортная прокуратура
направила генеральному директору порта Андрею Панычеву представление. «Не
исполняя обязанности, закрепленные в ТК РФ,.. ОАО «Ейский морской порт» не
обеспечивает должным образом соблюдение требований трудового законодательства,
чем нарушает права и законные интересы работников, - говорится в представлении,
подписанном и. о. заместителя транспортного прокурора Коблевым. - Вышестоящие
нарушения стали возможными по причине незнания и игнорирования ответственными
работниками требований трудового законодательства». В представлении
предписывалось принять конкретные меры по началу коллективных переговоров.
- Краснодарская транспортная прокуратура вынесла
предписание, обязав вступить Ейский морской порт вступить в переговоры с
объединенными профсоюзами докеров и моряков для заключения коллективного
договора. На представление прокуратуры работодатель не ответил, - вспоминает
заместитель председателя профсоюзной «первички» докеров Дмитрий Мазурин. -
Транспортная прокуратура обратилась с иском в суд, который 22 октября признал
законность действий и прокуратуры, и объединенных профсоюзов.
Отвечая на вопрос, почему, собственно, коллективный договор
стал камнем преткновения во взаимоотношениях с дирекцией, Дмитрий Мазурин
пояснил: «В этом документе прописывается материальная помощь к отпуску, такие
понятия, как техника безопасности, материальные и социальные условия,
обеспечение спецодеждой, оплата труда. Работодатель уклоняется от заключения
договора в связи с тем, что его нужно исполнять, а за нарушение идут штрафные и
судебные санкции».
Как подняли, так и
снизили
Рабочие признаются, что за последний год они существенно
потеряли в зарплате, которая начисляется непонятным для них образом, так как
практически не зависит от переработки и объемов погрузки. «Работаю в этом порту
докером-механизатором первого класса уже 15 лет, - говорит Александр Мусихин. -
Если еще несколько лет назад получал 35 тысяч, то сейчас -
17-18 тысяч. Индексация идет в обратную сторону.
О чем думает руководство, непонятно, вступать с нами в
какие-либо переговоры отказываются». Докер разводит руками: по телевизору
говорят о росте средней зарплаты по стране и Краснодарскому краю, а в порту она
снижается.
Такая зарплата - до 18 тысяч, как рассказывают в профсоюзе,
только у крановщиков самого высокого, первого, класса, рабочие четвертого
класса могут получать в районе 12 тысяч. В среднем по порту, утверждают
активисты, на руки выходит около 14-15 тысяч рублей.
- На бумаге у нас сдельно-почасовая оплата труда, а по факту
стали получать на руки меньше оклада, - продолжает Мазурин. - К сожалению, в
прошлом коллективном договоре не было пункта про индексацию, поэтому она не
производилась все последние годы. Перед этим была такая история: в один день
все докеры, а это порядка 120 человек, написали заявления об увольнении. После
этого работодатель пошел на попятную, подняв оклады. В течение полугода
напряженность была снята, но так как договоренности не закрепили на бумаге,
зарплату начали плавно понижать.
Суд встал на сторону
бизнеса
В начале октября терпение докеров закончилось, и они
решились на забастовку.
- Организовать ее было достаточно сложно, потому что
законодатели ввели всевозможные ограничения, - говорит член забастовочного
комитета Евгений Свиридов. - Для начала требуется решение трудового коллектива.
У нас порт работает круглосуточно: пока одна смена трудится,
другая спит, третья готовится к выходу в ночь. Поэтому решили собрать одного
делегата от десяти работников.
4 октября на конференции делегатов было принято решение провести забастовку 1 ноября. По закону об этом нужно уведомить и местную администрацию, и работодателя. Который обратился в суд, заявив о намерении начать коллективные переговоры. Решением Ейского городского суда от 30 октября забастовка была приостановлена. Но так как переговоры не начались, суд от 11 ноября признал законными требования о проведении акции. Ее назначили
на 13-е число. Однако накануне вечером активисты получили
решение уже Краснодарского краевого суда, запрещающее протестную акцию по тем
же основаниям.
- Суд становится на сторону работодателя, потому что
дирекция освещает ситуацию только со своей стороны, на заседание не
приглашаются представители профсоюза или забастовочного комитета, -
констатирует Свиридов.
Все это время, признаются в профсоюзе, к активистам
применяются дисциплинарные взыскания, у некоторых отобрали пропуска. За
несколько дней уволены два заместителя председателя
профсоюзной «первички», в том числе и Дмитрий Мазурин.
Формальная причина - якобы отсутствовали на работе, хотя другие докеры говорят
об обратном.
Бастуют по-итальянски
Не желая нарушать закон, докеры не прекратили работу. Но с 1
ноября они проводят так называемую итальянскую забастовку - трудятся с педантичным
соблюдением всех инструкций и нормативов. Говорят, что если раньше выгружали
десять вагонов, сегодня - пять. Формально не придерешься, а производительность
падает в два раза.
В Российском профсоюзе докеров подчеркнули, что такая форма
протеста куда ощутимее для дирекции, чем если бы рабочие просто сели на рельсы.
Получить комментарии ОАО «Ейский морской порт» нашему
изданию не удалось - всю прошлую неделю в приемной отвечали, что генерального
директора нет на месте, а кроме него с прессой никто не общается. Когда на
площадке перед портом я говорил с рабочими, к нам вышел руководитель службы
безопасности. На просьбу пояснить ситуацию он также от комментариев отказался.
- «ОАО «Ейский морской порт» рекомендовано вступить в
коллективные переговоры с первичной профсоюзной организацией российского
профсоюза докеров и первичной профсоюзной организацией союза
моряков, а также по соглашению с профсоюзами привлечь посредников для поиска
взаимоприемлемых решений. Профсоюзам рекомендовано зарегистрировать в департаменте труда и занятости населения
Краснодарского края коллективный трудовой спор, - так в пресс-службе
администрации Ейского района подвели итоги заседания трехсторонней комиссии по
урегулированию конфликта.
На месте работают и представители государственной инспекции
труда по Краснодарскому краю. В настоящее время надзорный орган проводит
встречи как с представителями дирекции, так и с работниками, изучает документы.
При обнаружении нарушений трудового законодательства руководство порта получит
очередное предписание. В инспекции труда уточнили, что проверка займет 20 дней.
Андрей Кошик
Комментариев нет:
Отправить комментарий