Из истории портовых рабочих Финляндии
Цитата из книги Юхани Сааринена «Миллионный мол» (Juhan i Saarinen, Miljoonimölja):
«…История человечества – не что иное, как история борьбы и ошибок. Соответственно, ошибки случались и в истории профсоюзов. Эта история рассказывает о целом ряде поражений и побед, причем большинство побед были скорее результатом счастливого случая, чем умного планирования».
Так писал Матти Паасивуори в своей статье «Забастовки портовых рабочих и управление профсоюзами» в 1919 году.
Борьба портовых рабочих Финляндии и их подъем из крайней бедности и плачевных условий существования – лишь небольшой эпизод в истории международного и финского рабочего движения. Это вторичный толчок землетрясения, известного под названием Великой французской революции, происшедшей в конце 18 века под девизом свободы, равенства и братства. Из этих слов в течение 19 века взошли ростки многих новых идеологий, которые привели к общественным потрясениям. Родились либерализм, национализм, социализм, эмансипация, филантропия, народное просвещение и т.д.
Несколько новых идей через Балтийское море принесло и в Финляндию. Геологически твердая почва этой страны оказалась восприимчивой к новым идеям. Одними из главных ворот, через которые вместе с грузопотоками прибывали идеологии, стал порт Котка. Местное население жадно впитывало идеи, которые обещали достойную жизнь и свободу от постоянного страха остаться без средств к существованию. В начале 20 века возникли первые организации и партии местных рабочих. Политические цели были скопированы с Германии, а при создании организации рабочих объединений взяли пример с Великобритании.
После потрясших Россию событий 1905 года именно в Котка были созданы первые объединения портовых рабочих. Бригады портовых грузчиков, в известном смысле, были готовыми отделами таких объединений. Только воля к созданию таких групп пришла извне – от владевших стивидорными компаниями капиталистов, которые получали прибыль от выполняемой рабочими работы. Или, пользуясь терминологией того времени – грабили рабочий класс. Первая битва за распределение работ и прибыли в порту Котка произошла в сезоны навигации 1905-1907 гг.
В начале портовым рабочим в Котка сопутствовал успех, и напуганные забастовками работодатели «втянули когти», как писали газеты. Тем не менее, вскоре они оправились, и небольшие предприятия стали объединяться, чтобы эффективнее бороться с рабочим движением и забастовками. Одна такая организация, созданная в порту Котка, начала предлагать местным рабочим договор, зарплата по которому было довольно хорошей, но прочие условия – исключительно жесткими. Работать нужно было как в будние, так и выходные дни «терпеливо, усердно и без возражений», жить в принадлежащих организации зданиях без разрешения их покидать и без права приглашать гостей.
Такой договор сочли самым настоящим рабовладением, и портовые рабочие из Котка с ним не смирились. Организация стивидорных компаний нашла выход во ввозе дешевой рабочей силы.
19 мая 1907 года в порт Котка прибыл древний эстонский парусный баркас «Авенир». Из его трюма вышло около сотни эстонцев, которые сразу приступили к показанным им погрузочно-разгрузочным работам. Несколько позднее прибыл второй видавший виды баркас – «Лайнетар» – с которого был снят такелаж. Это судно стало домом для новых портовых рабочих из Эстонии. В народе эти баркасы стали называть кораблями рабовладельцев.
Местные портовые рабочие не знали, как бороться с дешевой рабочей силой, и их попытка добиться улучшения условий труда и повышения зарплаты потерпела такое сокрушительное поражение, что ушли годы, прежде чем они смогли повторить попытку. Тем не менее, не только эстонцы сломили сопротивление портовых рабочих в Котка. Сюда также привозили русских из Петербурга и финнов из северных уездов.
Перевод Рауль Синиаллик
Член Правления EMSA
Прим. редакции: Постараемся и в дальнейшем давать исторические обзоры деятельности профсоюзов, потому что они содержат в себе ценные уроки.
Демонстрация в порту Котка
В пятницу, 4 февраля 2013 года, все 200 портовых рабочих утренней смены стивидорной компании Steveco прекратили работу в порту Котка.
В дополнение к ним в акции приняли участие 12 портовых рабочих стивидорной компании Outokumpu Shipping в порту Торнио.
Причиной демонстрации стал затяжной конфликт между Союзом транспортных профсоюзов Финляндии (AKT) и Satamaoperaattorit ry – союзом портовых работодателей. Предметом конфликта являются работы по креплению контейнеров на иностранных контейнеровозах, прибывающих в порты Финляндии.
Согласно Конвенции № 137 Международной организации труда (МОТ), все портовые работы, связанные с обработкой грузов, могут выполняться только зарегистрированными портовыми рабочими. Финляндия ратифицировала эту конвенцию. Международная федерация транспортных рабочих (ITF) несколько раз настоятельно требовала, чтобы складские компании и порты соблюдали конвенции МОТ.
По словам представителей работодателей, они против этой мысли, поскольку это создает дополнительные расходы и требует дополнительных мер безопасности. Они утверждают, что финские грузчики не обучены такой работе.
AKT придерживается совершенно противоположного мнения и подтверждает, что грузчики, работающие практически во всех портах Финляндии, прошли подготовку по эффективному выполнению крепежных работ с соблюдением требований техники безопасности. Кроме того, данная работа не настолько сложная и дорогостоящая, чтобы портовые рабочие получали бы за нее большую плату.
По мнению союза портовых работодателей, состоявшаяся в понедельник демонстрация являлась незаконной забастовкой, и они намереваются вызвать AKT в комиссию по трудовым спорам.
Настоящая статья составлена по материалам, опубликованным на веб-сайте
AKT и в газете Helsingin San omat.
Перевод Рауль Синиаллик
Член Правления EMSA
Комментариев нет:
Отправить комментарий