Иван Овсянников поговорил с председателем Российского профсоюза докеров Василием Козаренко.
Российский Профсоюз Докеров (The Russian Union of Dockers)
Профессия
докера может исчезнуть
Докер –
давно уже не портовый грузчик, таскающий тюки на собственном горбу, а
универсальный работник, управляющий несколькими видами техники. Чтобы стать докером, нужно не менее пяти
лет.
За это время
работник осваивает профессии:
Ø стропальщика,
Ø сигнальщика,
Ø водителя перегрузочной техники в
порту,
Ø крановщика.
Однако скоро
профессия докера может исчезнуть.
И дело тут
вовсе не в автоматизации.
Квалифицированных
докеров вытесняют не роботы, а низкооплачиваемые сотрудники кадровых агентств.
Парадоксальным образом на фоне обновления портовой
инфраструктуры снижается качество труда.
Тяжелый
квалифицированный труд
– Мешковых
грузов сегодня практически нет. Но тяжести поднимать все равно приходится. Поясничная радикулопатия – распространенное
заболевание среди докеров.
Еще одна
проблема – работа в нездоровой среде, например, в трюме, ниже уровня воды.
Летом в порту Туапсе на разгрузке сахара температура в рабочей зоне доходит до
+70-ти.
У докеров
нет постоянных рабочих мест. Сегодня ты стропишь, завтра сигналишь, послезавтра
управляешь краном или погрузчиком.
У каждой из
работ – своя вредность. Качка, вибрация, температура, освещенность, пыль – все
это отражается на здоровье, – говорит председатель Российского профсоюза
докеров (РПД) Василий Козаренко.
В 2013 году
на смену процедуре аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий
труда (СОУТ).
Суть
осталась прежней: выявление вредных факторов, присвоение рабочему месту одного
из классов вредности, от которого зависит объем компенсации. Однако критерии
оценки изменились и, по мнению Козаренко, не в интересах работника. Раньше
докеры пользовались такими льготами, как доплаты, дополнительный отпуск не
менее семи дней и сокращенное рабочее время.
По итогам СОУТ класс вредности работ во многих портах
был снижен. Докеры лишились части гарантий.
Модернизация
портовой инфраструктуры идет ускоренными темпами. Это связано с тем, что с
введением санкций в российские порты хлынул поток грузов, раньше шедший через
порты Украины и Прибалтики.
Это
заставило порты закупать современную технику, на чем до 2014 года часто
экономили. По словам Василия Козаренко, сегодня российские порты, особенно
новые, оборудованы не хуже, чем за границей.
– На
модернизации «буржуй» не экономит. Но
когда речь заходит об индексации зарплаты, докерам говорят о низкой
производительности их труда. На самом деле это миф. Недавно мы сравнили, сколько контейнеров в час разгружают в
Прибалтике, Финляндии, Польше, Бельгии и у нас. Оказалось, что везде этот
показатель примерно одинаков – 23-25.
По словам
профсоюзного лидера, модернизация портов не приводит ни к кардинальному
улучшению условий труда, ни к росту заработной платы.
– В
небольших компаниях, арендующих причалы в портах, работают почти сплошь
«заемники». Особенно это касается менее квалифицированных специальностей:
стропальщиков и сигнальщиков, которых направляют на штатные места
докеров-механизаторов для выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
Хотя
портовые рабочие фактически выполняют те же функции, что и докеры, смена
названия отражает падение профессиональных стандартов, уверен председатель
профсоюза.
Такие работники портят груз и технику, выходят на
работу в домашней одежде, чуть ли не в тапочках, так как агентство не
обеспечивает их безопасность. Естественно, они получают травмы. Пострадавшего
выводят за ворота и вызывают скорую, а травму оформляют как бытовую. Поэтому
статистики несчастных случаев среди них просто не существует, – рассказывает
профсоюзный лидер.
– Профессии
«портовый рабочий» нет в ЕТКС (Едином тарифно-квалификационном справочнике – прим.
ред.).
Читать
более подробно:
m.proved-partner.ru
- Иван Овсянников October 16, 2017
Комментариев нет:
Отправить комментарий