Источник: https://www.solidarnost.org/articles/drugaya-rol.html
Центральная
профсоюзная газета «Солидарность» ©
Фото: vanityfair.fr
Профессионала, Аса из асов, Великолепного Жан-Поля
БЕЛЬМОНДО не стало 6 сентября. Его проводили под звуки мелодии Эннио Морриконе,
проникающей буквально под кожу.
Во Франции его звали Бебель - по названию еще одного
фильма, «Баловень судьбы». Сам актер вовсе не считал себя таковым, ведь всего в
жизни добился собственным трудом.
Больше 100 ролей в кино и театре и абсолютно разноплановое
амплуа: от комических персонажей до героев боевиков и серьезных драматических
образов.
Но
была в жизни Бельмондо еще и другая роль - роль профсоюзного лидера.
«Солидарность
- www.solidarnost.org» расскажет, что связывало великого актера с профсоюзами.
Жан-Поль
Бельмондо возглавлял профсоюз актеров Франции (SFA) с 1963 по 1966 год, а после
оставался его рядовым членом. Можно сказать, что путь в кино ему тоже открыли
профсоюзы.
ПУТЕВКА В КИНЕМАТОГРАФ
В 50-х годах Всеобщая конфедерация труда Франции
столкнулась с резким сокращением числа своих членов, и для пропаганды
профсоюзного движения и советов предприятий профцентр решил снять
художественный фильм.
Режиссер Анри Эйснер искал молодого актера на главную роль,
которую и предложил Жан-Полю Бельмондо, тогда студенту Национальной
консерватории драматического искусства.
- Его первый
актерский заработок в кинематографе был выплачен из профсоюзной кассы CGT - Всеобщей
конфедерации труда.
Бельмондо сыграл в фильме «Воскресные приятели», снятом в 1956 году по заказу
нашего профцентра, - рассказал «Солидарности» руководитель международного
отдела CGT, член руководства Института социальной истории CGT Пьер Кутаз.
- Бельмондо воплотил роль рабочего-металлурга, отец
которого погиб на войне. Герой живет с матерью, работает по 55 часов в неделю и
любит играть на гитаре. Товарищ привлекает его к созданию рабочего аэроклуба, и
герой Бельмондо на фоне профсоюзной активности вливается в ряды честной и
трудолюбивой рабочей молодежи.
Сам Жан-Поль Бельмондо в автобиографии, опубликованной в
2016 году, написал, что «Воскресные приятели» «демонстрируют братство рабочего
класса».
- Фильм так и не
вышел в прокат из-за активного противодействия работодателей. Но его
посмотрел Марсель Карне. Он заметил Бельмондо и пригласил его на роль в фильме
«Обманщики», которая и стала визитной карточкой молодого актера, - уточнил
руководитель международного отдела CGT.
Бельмондо быстро стал любимым актером молодых режиссеров
«Новой волны», а фильм «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара в 1960 году
принес актеру настоящий триумф.
ВО ГЛАВЕ ПРОФСОЮЗА
Входящий
в CGT профсоюз актеров Франции, стремясь к популяризации профдвижения среди
молодежи, 5 ноября 1963 года избирает генеральным секретарем 30-летнего
Бельмондо, находящегося на волне популярности.
Мишель Эчеверри и другой известный французский актер,
Мишель Пикколи, становятся его заместителями. Перед членами профсоюза маячил
пример такого профлидера, как безвременно скончавшийся на пике славы в возрасте
37 лет Жерар Филип - культовый актер 50-х.
- Бельмондо стал членом CGT в пятидесятые годы и был избран
председателем профсоюза актеров с 1963 по 1966 год. Он не был политическим
активистом, но всегда подчеркивал свою приверженность левым взглядам. Его приход в профсоюз был мотивирован глубокой
убежденностью в необходимости коллективной организации трудящихся и их
единства, - рассказывает Пьер Кутаз.
Вот как в 1964 году описывал Бельмондо свое видение
профсоюзной деятельности в интервью журналу La Vie Ouvrière («Рабочая жизнь»):
«CGT - это профсоюз,
который защищает всех трудящихся. Я знаю, что, смотря на меня, вы думаете о
звездах экрана, о крупных заработках... Но сколько нас таких? Человек десять? И
на этом уровне с нами носятся, потому что воспринимают нас не как актеров, а
как бренды зубной пасты. Но актерское ремесло - это другое. Это те 20 тысяч
актеров театра, кино и телевидения, которым выпадает работать, когда кто-то
решает, что нужны их услуги. Доходов от
профессии, которую они любят и выбрали, не хватает для проживания. И вот этим
актерам, уверяю вас, необходимо членство в профсоюзе в их борьбе за выживание.
У меня
куча друзей, которые работают три месяца в году, а иногда и меньше. А кушать-то
надо все 12 месяцев».
Актуальными вопросами, стоящими в те годы перед профсоюзом,
были:
- упадок театра, не
выдерживающего конкуренции с кино и телевидением,
- эксплуатация
актеров на телевидении, где их права не были защищены трудовым
законодательством.
Профсоюз
вел переговоры, чтобы гарантировать оплату актерам в
случае ретрансляции их работ на ТВ.
В 1965 году Бельмондо вновь избрали на пост главы
профсоюза, но ему становилось все сложнее исполнять эти функции. Зачастую он
работал дистанционно, получая информацию о внутренней и внешней жизни SFA, ему
направлялись письма и документы на подпись.
В итоге в сентябре 1966 года он объявил об
отставке, объяснив свое решение так: «Профсоюз в период таких серьезных потрясений нуждался в более активном
президенте».
В своей автобиографии Жан-Поль Бельмондо писал: «Я всегда
чувствовал беспокойство, потому что это был вопрос защиты наших прав в то
время, когда режиссеры присваивали себе всю славу, а производители - всю
прибыль.
(...) Мое отношение
к профессии актера было слишком значительно, чтобы допустить, что нас
обесценивают, грабят и плохо обращаются. (...)
Поэтому не могло быть и речи о борьбе с этим на расстоянии,
издалека».
Комментариев нет:
Отправить комментарий