Kõigil Töötajatel on Õigus olla esindatud Ametiühingu poolt!

Kõigil Töötajatel on Õigus olla esindatud Ametiühingu poolt!
У всех Работников есть Право быть представленными Профсоюзом!

вторник, 21 мая 2024 г.

Освобождение и возвращение эстонского моряка с задержанного иранскими властями судна

Участники переговоров об освобождении рассказали, как удалось спасти эстонского моряка Александра с захваченного Ираном судна

Микк Салу, журналист, Перевод: Ева Ойжинская

17 мая 2024, 10:01

https://rus.postimees.ee/8022482/uchastniki-peregovorov-ob-osvobozhdenii-rasskazali-kak-udalos-spasti-estonskogo-moryaka-aleksandra-s-zahvachennogo-iranom-sudna  

По состоянию на начало мая, когда состоялся получасовой телефонный разговор между министром иностранных дел Эстонии Маргусом Цахкна («Ээсти 200») и министром иностранных дел Ирана Хосейном Амир Абдоллахияном, житель Эстонии Александр уже три недели находился на захваченном Ираном судне.

К тому моменту ситуация несколько стабилизировалась: было известно, что Александр здоров и непосредственной угрозы для его жизни нет.

По словам Цахкна, телефонный разговор с иранским министром длился около получаса, и за это время был затронут целый ряд вопросов. Иран напомнил о давней дружбе иранского и эстонского народов, о том, что Иран признал Эстонскую Республику еще в 1918 году. Были и взаимные политические претензии: почему Эстония не осуждает Израиль? Почему Иран поддерживает войну России на Украине? «Но все это - логичное и ожидаемое выражение политических позиций», - рассказывает эстонский министр.

Политический и техническо-практический аспекты

И, конечно же, наряду с политическими разговорами, речь шла и об эстонском моряке, его задержании и освобождении. Цахкна предложил прилететь в Тегеран, если это поможет быстрее вернуть эстонского моряка домой. Иранцы вежливо отказали. «Мне кажется, они не были в восторге от этого предложения», - говорит лидер «Ээсти 200». Но Амир Абдоллахиян и пообещал, что иранская сторона позволит экипажу покинуть судно.

При разрешении подобных ситуаций всегда существуют два аспекта: политический и технически-практический. У Ирана не было политических требований к Эстонии.

Официальным обоснованием захвата судна Ираном было то, что оно без разрешения вошло в их территориальные воды.

По словам Цахкна, он интерпретирует поведение Ирана как демонстрацию силы: «Мы делаем это, потому что можем это сделать».

Сегодня об этом уже не помнят, но захват судна в Ормузском проливе произошел в момент, когда возникла угроза войны между Ираном и Израилем: несколькими днями ранее Израиль атаковал здания иранского консульства в Сирии, а Иран публично пообещал жестокое возмездие.

Судно было захвачено днем 13 апреля, а позже, ночью и на следующее утро, иранские беспилотники и ракеты нанесли удар по Израилю. После этого оставалось ждать ответа Израиля и опасаться, что будет дальше и не разразится ли новая, более масштабная война на Ближнем Востоке.


Сейчас мы знаем, что, к счастью, эскалации не произошло, но в то время были возможны все варианты развития событий, и задержание одного судна было лишь маленькой деталью в большой игре. «Весь политический контекст сделал ситуацию тревожной и непредсказуемой», - добавляет Цахкна.

Если отбросить политический аспект, то для Эстонии непростой остается и техническая сторона вопроса. Как маленькое государство Эстония не имеет своих представительств и своих дипломатов по всему миру. В данном случае Эстонии неоткуда было взять и очевидных союзников.

Единственной европейской страной, которую этот инцидент хоть как-то касался, была Португалия, под флагом которой шло судно MSC Aries.

Однако международный судоходный бизнес очень сложен.

Судно может принадлежать владельцу из одной страны, а управляться кем-то из другой, судовые агенты могут быть из третьей страны, ходить судно может под флагом четвертой, а моряки на борту - из множества разных стран.

Генеральный директор консульского отдела Министерства иностранных дел Тийна Нирк, руководившая операцией со стороны Эстонии, говорит, что, хотя головной офис судоходной компании находился в Женеве, а один из офисов - даже в Эстонии, самым важным контактным лицом для нее оказался вообще управляющий офисом судоходной компании на Кипре. Также удалось связаться с агентом той же компании в Иране.

Помимо этого, сотрудничать пробовали и с Индией, ведь большинство членов экипажа были гражданами этой страны. Но с Индией, как показали предыдущие случаи, общаться сложно: такая большая страна, столько разных уровней власти и бюрократии, что ни информации, ни действий добиться невозможно. Так было и в этот раз.

На финальной стадии операции в игру вступили и технические нюансы: судно находилось не в порту, до него пришлось добираться полчаса по морю.

Например, почетный консул Эстонии в Иране Армен Моотафиан прилетел из Тегерана (за свой счет - прим. М.С.) и, чтобы встретиться с Александром отправился к судну на катере.

Поступала и противоречивая информация

Однако с практической точки зрения это означало, что даже если Иран освободит моряков, они не смогут покинуть судно: часть экипажа должна остаться на борту, чтобы поддерживать судно на плаву.

По словам Нирк, поступала также противоречивая информация, которая касалась важности должности электрика Александра: можно ли отпускать его на сушу?

«Когда сначала говорили, что могут быть освобождены десять человек, а потом сократили список до семи, мы продолжали настаивать на том, чтобы Александр попал в этот список», - говорит Нирк.











В конце концов так все и получилось, и 10 мая Александр добрался до Таллинна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий