Участники переговоров об освобождении рассказали, как удалось спасти эстонского моряка Александра с захваченного Ираном судна
Микк Салу, журналист, Перевод: Ева Ойжинская
17 мая 2024, 10:01
По
состоянию на начало мая, когда состоялся получасовой телефонный разговор между
министром иностранных дел Эстонии Маргусом Цахкна («Ээсти 200») и министром
иностранных дел Ирана Хосейном Амир Абдоллахияном, житель Эстонии Александр уже
три недели находился на захваченном Ираном судне.
К тому моменту ситуация несколько стабилизировалась: было
известно, что Александр здоров и непосредственной угрозы для его жизни нет.
По
словам Цахкна, телефонный разговор с иранским министром
длился около получаса, и за это время был затронут целый ряд вопросов. Иран
напомнил о давней дружбе иранского и эстонского народов, о том, что Иран
признал Эстонскую Республику еще в 1918 году. Были и взаимные политические
претензии: почему Эстония не осуждает Израиль? Почему Иран поддерживает войну
России на Украине? «Но все это - логичное и ожидаемое выражение политических
позиций», - рассказывает эстонский министр.
Политический и техническо-практический аспекты
И, конечно же, наряду с политическими разговорами, речь шла
и об эстонском моряке, его задержании и освобождении. Цахкна предложил
прилететь в Тегеран, если это поможет быстрее вернуть эстонского моряка домой.
Иранцы вежливо отказали. «Мне кажется, они не были в восторге от этого
предложения», - говорит лидер «Ээсти 200». Но Амир Абдоллахиян и пообещал, что иранская сторона позволит экипажу
покинуть судно.
При разрешении подобных ситуаций всегда существуют два
аспекта: политический и технически-практический. У Ирана не было политических
требований к Эстонии.
Официальным
обоснованием захвата судна Ираном было то, что оно без разрешения вошло в их
территориальные воды.
По словам Цахкна, он интерпретирует поведение Ирана как
демонстрацию силы: «Мы делаем это, потому что можем это сделать».
Сегодня об этом уже не помнят, но захват судна
в Ормузском проливе произошел в момент, когда возникла угроза войны между
Ираном и Израилем: несколькими днями ранее Израиль атаковал здания иранского
консульства в Сирии, а Иран публично пообещал жестокое возмездие.
Судно
было захвачено днем 13 апреля, а позже, ночью и на следующее утро, иранские
беспилотники и ракеты нанесли удар по Израилю. После
этого оставалось ждать ответа Израиля и опасаться, что будет дальше и не
разразится ли новая, более масштабная война на Ближнем Востоке.
Сейчас мы знаем, что, к счастью, эскалации не произошло, но
в то время были возможны все варианты развития событий, и задержание одного
судна было лишь маленькой деталью в большой игре. «Весь политический контекст
сделал ситуацию тревожной и непредсказуемой», - добавляет Цахкна.
Если отбросить политический аспект, то для Эстонии непростой остается и техническая сторона вопроса. Как маленькое государство Эстония не имеет
своих представительств и своих дипломатов по всему миру. В данном случае
Эстонии неоткуда было взять и очевидных союзников.
Единственной европейской страной, которую этот инцидент
хоть как-то касался, была Португалия, под флагом которой шло судно MSC Aries.
Однако международный судоходный бизнес очень
сложен.
Судно
может принадлежать владельцу из одной страны, а управляться кем-то из другой,
судовые агенты могут быть из третьей страны, ходить судно может под флагом
четвертой, а моряки на борту - из множества разных стран.
Генеральный
директор консульского отдела Министерства иностранных дел Тийна Нирк,
руководившая операцией со стороны Эстонии, говорит, что, хотя головной офис
судоходной компании находился в Женеве, а один из офисов - даже в Эстонии, самым важным контактным лицом для нее
оказался вообще управляющий офисом судоходной компании на Кипре. Также удалось связаться с агентом той же компании
в Иране.
Помимо этого, сотрудничать пробовали и с Индией, ведь
большинство членов экипажа были гражданами этой страны. Но с Индией, как
показали предыдущие случаи, общаться сложно: такая большая страна, столько
разных уровней власти и бюрократии, что ни информации, ни действий добиться
невозможно. Так было и в этот раз.
На финальной стадии операции в игру вступили и технические
нюансы: судно находилось не в порту, до
него пришлось добираться полчаса по морю.
Например, почетный
консул Эстонии в Иране Армен Моотафиан прилетел из Тегерана (за свой счет -
прим. М.С.) и, чтобы встретиться с Александром отправился к судну на катере.
Поступала и противоречивая информация
Однако с практической точки зрения это означало, что даже если Иран освободит моряков, они не
смогут покинуть судно: часть экипажа должна остаться на борту, чтобы
поддерживать судно на плаву.
По словам Нирк, поступала также противоречивая информация,
которая касалась важности должности
электрика Александра: можно ли
отпускать его на сушу?
«Когда сначала говорили, что могут быть освобождены десять
человек, а потом сократили список до семи, мы продолжали настаивать на том, чтобы
Александр попал в этот список», - говорит Нирк.
В конце концов так все и получилось, и 10 мая Александр добрался до Таллинна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий