Эстония
Дмитрий Куликов
26.03.2017
21:17
Российский груз почти
исчез с карты Эстонии. При этом латвийцы и литовцы сумели сохранить свои
позиции в транзите. "Актуальная камера +" разбиралась, в чем же
причины такого стремительного спада. Чего тут больше: политики или экономики?
Эстонская
ассоциация логистики и транзита заказала большое исследование в аудиторской
компании PricewaterhouseCoopers о состоянии отрасли и ее конкурентоспособности
по сравнению с соседями за 10 лет - с
2005 по 2015 годы.
Анализ показал,
что к 2015 году у нас уменьшился грузооборот по всем направлениям - в портах,
на железной дороге и в авиатранспорте.
Обороты двух крупных эстонских портов - Силламяэ и Таллинна
- упали соответственно на 28 и 21 процент.
Грузообороты
упали во всех странах Балтии, но в Эстонии больше всего.
"Когда
были введены санкции, и товарооборот у соседей снизился на 2-3%, то наши объемы
упали на 20%, то есть разница в 10 раз. Значит, надо что-то делать по-другому,
чтобы снова увеличить грузооборот. Мы верим, что государство как важный
участник в секторе логистики и транзита, могло бы приложить больше усилий,
потому что в этом бизнесе конкурируют не компании, а страны. Я считаю, что
именно по этой причине наши ближайшие соседи основательно занимаются этой темой
на государственном уровне", - говорит председатель правления Ассоциации
логистики и транзита Андрес Валгерист.
Бородич: без политического
участия эстонским компаниям трудно заключить контракты
Депутат
Рийгикогу от Партии реформ Денис Бородич
уже несколько лет возглавляет парламентскую группу содействия транзиту и
логистике. Бородич говорит, что участие компаний на международных
транспортно-логистических выставках должен сопровождать, как он сам это
называет, политический фон.
Сам Бородич
каждый год участвует в подобных выставках - "ТрансКазахстан",
бизнес-форумах в Азербайджане и странах Средней Азии. Такие поездки начинают
приносить свои плоды.
"Прошлой
осенью я организовал выезд в Баку. В итоге эстонские железнодорожники и
портовики встретились с представителями железных дорог Азербайджана на высоком
уровне. Результатом станет заключение в апреле соглашения между Эстонской
железной дорогой, портом Палдиски и Азербайджанской железной дорогой об участии
в транспортном коридоре "Юг-Север", который соединил бы Северную
Европу с Азербайджаном. Это конкретный пример, как мы можем способствовать
открытию определенных дверей. Без политического участия компаниям подобное
невозможно сделать", - поясняет Бородич, входящий в экономическую комиссию
Рийгикогу.
Председатель
этой комиссии Рийгикогу Айвар Кокк
(IRL) на прошлой неделе заявил, что ехать в Москву на международную выставку
"ТрансРоссия" следует обязательно.
"Если
посмотреть на бюджет следующего года, то более 40 миллионов евро дополнительно
понадобится Эстонской железной дороге. До сих пор транзит поддерживал
железнодорожную инфраструктуру и пассажирские перевозки. В следующем году
запланирована также дотация в 10 миллионов для пассажирских перевозок. Эти
деньги будут потрачены в следующем году из госбюджета, вместо того, чтобы пойти
на дотацию лекарств Больничной кассы", - отмечает Кокк.
Свое слово за
сотрудничество с Россией сказал и председатель финансовой комиссии Михаил Стальнухин (Центристская
партия), который предложил наладить контакты с Государственной Думой России.
Я предложил
рассмотреть возможность обратиться к профильной комиссии Государственной Думы с
предложением провести встречные визиты, то есть они к нам в Таллинн, мы - к ним
в Москву, и обсудить сугубо экономические проблемы, связанные в том числе с
финансами. Это очень важно в первую очередь для нас", - говорит
Стальнухин.
Михкельсон: в первую
очередь надо учитывать интересы Эстонии
А вот комиссия
по иностранным делам не рекомендует налаживать контакты с Госдумой России.
"Думаю,
эта активность связана с выборами, которые будут у нас в октябре. Сегодня в
комиссии мы говорили о том, что если мы говорим о внешней политике,
сотрудничестве с теми или иными комитетами из разных парламентов, то должны
все-таки учитывать в первую очередь интересы интересы Эстонии", -
подчеркивает председатель комиссии Рийгикогу по иностранным делам Марко Михкельсон (IRL).
Эстония
поддерживает санкции, установленные в отношении России в связи с ситуацией на
Украине. Правда, бизнесмены говорят, что санкции санкциям рознь.
"Санкции
не были установлены для всех товаров и услуг. Здесь имеется многое,
относительно чего можно торговаться и вести переговоры. Именно по этой причине
немцы, латвийцы и финны ездят в Россию. На самом деле есть товар, который и
сегодня перевозится, он просто не идет через Эстонию", - отмечает Валгерист.
Транзит из России через Эстонию тормозят
не только заржавевшие политотношения, новые порты России на Балтике, но и
высокие тарифы на использование железной дороги и водных путей.
Если взять за
основу доставку одной тонны наливного груза из порта до границы страны, то
расценки у Эстонии очень колючие по сравнению с соседями.
Foto AK:
Государство как
собственник портов, железной дороги, подвижного состава должно думать об их
конкурентоспособности, чтобы привлекать иностранные инвестиции.
"Если бы
мы смогли увеличить товарооборот логистики и транзита на 10%, то это ежегодно
приносило бы государству дополнительный доход в 100 миллионов евро. Это большие
деньги. Если ведется поиск новых инвестиций, то новые инвесторы всегда в числе
первых смотрят на стоимость энергии, рабочей силы и на то, как устроена
логистика. Если логистические объемы очень маленькие, то себестоимость
перевозки товаров очень высока, а это плохой сигнал для потенциального
инвестора, потому что импортируя-экспортируя свой товар или готовую продукцию,
он окажется менее конкурентоспособным в сравнении с ближайшими странами",
- добавляет Валгерист.
То, что транзит все-таки важен, показывает воссоздание
комиссии по транзиту при Министерстве экономики, куда войдут представители не
только этого ведомства, но и Министерства финансов, МИДа, а также
предприниматели отрасли.
Согласно
статистике заказанного исследования, логистика и транзит напрямую и косвенно
составляют 18% от внутреннего валового продукта страны, предоставляют работу
более почти сотне тысяч человек и приносят в бюджет в виде налогов и дивидендов
более одного миллиарда евро.
Foto AK:
По последним данным, объем
грузоперевозок через порты только за последний год упал на 4%, достигнув таким
образом показателя 33,5 миллиона тонн.
Объем грузоперевозок по железной дороге
за год сократился на 10%, упав до отметки 25,5 миллионов тонн.
Начиная уже с
2006 года показатели транзита постоянно падали, основное падение произошло
после 2007 года, тогда отношения между Россией и Эстонией сильно обострились, и
неблагоприятный политический фон сказался и на бизнесе. Впрочем, как видно,
небольшие взлеты в транзитной сфере все же были, они приходились на 2010-2011
годы. Но даже эти взлеты не изменили общей тенденции сокращения объемов
грузоперевозок, если смотреть на картину в целом.
В 2016 году,
транзит ушел в глубокое пике, объем грузоперевозок через порты менее 34
миллионов тонн в последний раз наблюдался аж в 1998 году, то есть двадцать лет
назад.
Не менее
печальна и картина в сфере железнодорожных перевозок. Самый низкий уровень за
последние 20 лет. Опять же, как видно из графика, расцвет железнодорожных
перевозок пришелся на 2002-2005 годы, с 2007 года, после "бронзовых
ночей", железнодорожный транзит стабильно падает.
То, что транзит все-таки важен, показывает воссоздание
комиссии по транзиту при Министерстве экономики, куда войдут представители не
только этого ведомства, но и Министерства финансов, МИДа, а также
предприниматели отрасли.
Согласно
статистике заказанного исследования, логистика и транзит напрямую и косвенно
составляют 18% от внутреннего валового продукта страны, предоставляют работу
более почти сотне тысяч человек и приносят в бюджет в виде налогов и дивидендов
более одного миллиарда евро.
Редактор:
Виктор Сольц
Комментариев нет:
Отправить комментарий