Грузовик
движется по порту Мууга,
но им никто не управляет – по крайней мере, в кабине.
Грузовик
движется, поворачивает, останавливается и совершает маневры, но водителя за
рулём не видно. HHLA TK Estonia и Fernride тестируют
беспилотные портовые грузовики на территории Мууга, которые могут изменить
всю европейскую логистическую отрасль.
Postimees побывал там и увидел, как это работает на самом деле.
VIDEO JA GALERII ⟩ Eero Vabamägi fotoreporter
Gerttu Johanna Riik suvereporter
5. august 2025, 00:01
В порту Мууга наряду с
обычными автомобилями курсируют два автономных дистанционно управляемых
большегрузных грузовика, перевозящих контейнеры из портовой зоны на судно и
обратно. Однако на данном этапе испытаний в машине всё ещё находится
водитель-ассистент, который вмешивается только в исключительных ситуациях.
Беспилотные
грузовики также проходят испытания, но пока они находятся на закрытой
территории порта.
Всеми
тремя грузовиками одновременно управляет оператор, находящийся в портовой конторе, перед которым
расположены экраны с обзором на 360 градусов. Для стороннего наблюдателя это
напоминает компьютерную игру: руль, клавиатура и кнопки, а также
видеоизображение движения техники в порту в режиме реального времени. Технология настолько секретна, что разработчик
просит не фотографировать.
Разработчик — немецкий стартап Fernride, начинавший
как исследовательский проект в Мюнхенском техническом университете. Сегодня
Fernride выросла в компанию со 150 сотрудниками, среди клиентов которой
значатся Volkswagen, DB Schenker и HHLA. Компания
специализируется на автоматизации логистики в портах, на производственных
площадках и в логистических центрах. Их решение — это автономная работа с участием человека:
грузовики движутся автономно, но при необходимости оператор может вмешаться
удалённо.
Такое гибридное решение
позволяет использовать технологию уже сегодня в реальных рабочих
условиях, где полное автономное вождение всё ещё слишком рискованно.
Решение направлено не на
утопическую полную автономность, а на интеграцию автономности в смешанный
транспорт. По словам генерального
директора компании Хендрика Крамера, в мире нет системы, способной работать полностью автономно в
обычных портовых условиях.
Технология
Fernride разработана для работы в реальных условиях: в смешанном
транспортном потоке, при меняющихся погодных условиях и в ограниченном
пространстве без отдельных полос движения.
Эстония
оказалась идеальным вариантом.
Технологическая компания обратилась к группе HHLA с предложением протестировать свои беспилотные грузовики в условиях реального терминала. Порт Мууга оказался идеальным вариантом. Он достаточно большой, но в то же время хорошо управляемый и, что самое главное, открытый для инноваций терминал. Есть и свои сложности – изменчивые погодные условия на побережье Балтийского моря.
Что
такое HHLA?
Основанная
в 1996 году, стивидорная компания с 2018 года -
HHLA TK Estonia AS - управляет
крупнейшим в Эстонии мультимодальным терминалом для контейнерных, ро-ро и
генеральных грузов в свободной зоне порта Мууга.
Немецкая
материнская компания HHLA - Hamburger Hafen und Logistik предоставляет портовые
и логистические услуги по всей Европе. Мажоритарным акционером HHLA является
город Гамбург с долей в 50,1%, а другим крупным акционером — итальянская
транспортная компания Mediterranean Shipping Company (MSC), принадлежащая семье
Апонте.
Оборот HHLA TK Estonia в прошлом году составил 26,6 млн евро, но чистый убыток составил 800 000 евро. Это было связано с внеочередным списанием активов контейнерного терминала, поскольку эстонское государство хотело приобрести недвижимость, используемую HHLA TK для Rail Baltica.
Сотрудничество началось в
начале 2023 года, а в ноябре того же года начались испытания транспортных
средств на контейнерном терминале Мууга.
Транспортное
средство уже получило сертификат соответствия TÜV SÜD и одобрение Совета по
транспорту для следующего этапа.
Терминал Мууга в настоящее
время является единственной
испытательной площадкой Fernride, где технология ежедневно работает в
реальных рабочих процессах. Цель —
внедрить автономный терминальный транспорт в повседневную работу, оставив
человеку лишь контрольную роль.
«Мы и в будущем останемся
гибким поставщиком услуг для наших партнёров – это также требует поддержания
человеческого взаимодействия и человеческого фактора», – говорит Рийа Силлаве,
председатель правления HHLA TK Estonia. «Благодаря технологическому прогрессу
рутинные задачи можно автоматизировать, но даже когда водителя больше нет в
кабине, управление транспортным средством по-прежнему остаётся за оператором».
В
настоящее время один человек управляет тремя машинами, а в будущем и больше.
Fernride планирует двигаться
вперёд поэтапно: сейчас это дистанционное управление, затем дистанционное
вмешательство и, наконец, полная координация, когда один оператор управляет
всем парком грузовиков.
В настоящее время в Мууге три
машины находятся под управлением одного оператора, а в будущем планируется, что
один человек сможет контролировать и управлять до шести машин.
Во время посещения порта любопытство проявили не только репортёр и
фотограф – руководитель производства HHLA TK Estonia Тоомас Уйбокант,
сопровождавший нас, также впервые увидел дистанционно управляемые грузовики в
действии.
Заглядывая в будущее, он отметил, что если горизонтальная логистика
будет успешно автоматизирована, следующим шагом может стать автоматизация
вертикального перемещения, то есть управления краном.
По словам руководства HHLA TK
Estonia, основные преимущества
дистанционно управляемых грузовиков связаны с сокращением дефицита рабочей силы,
повышением безопасности труда и лучшей предсказуемостью процессов.
Уйбокант отмечает, что нехватка квалифицированных рабочих
обостряется, молодые люди больше не хотят учиться на водителей грузовиков или
крановщиков, а набор и
обучение новых работников особенно затруднены в пиковые сезоны.
Автоматизация также повышает
безопасность, снижая риск аварий, вызванных человеческим фактором.
Улучшается предсказуемость,
рабочие процессы становятся более согласованными. Сбор данных в режиме
реального времени помогает оптимизировать процессы и выполнять все задачи
эффективно.
Дистанционное управление превращает затраты на рабочую силу в
предсказуемые фиксированные расходы, что упрощает управление
денежными потоками и снижает общие затраты на обработку контейнеров.
Кроме того, автоматизация
позволяет лучше управлять рисками роста цен, выявлять возможности экономии и
оптимизировать рабочие процессы благодаря точным данным в режиме реального
времени.
Но, как и любая новая
технология, она сопряжена со своими сложностями. Внедрение автономных систем
требует новых знаний и навыков, которыми не всегда обладает существующий
персонал: водители-физические лица становятся телеоператорами и решают
возможные непредвиденные ситуации.
Постепенная интеграция систем
в повседневную работу терминала требует времени и гибкости.
Кроме того, автоматизация не
всегда может быть экономически выгодна в условиях нестабильной нагрузки:
постоянные затраты на новые системы остаются высокими даже при сокращении
объёма работ. Кроме того, требуются значительные
первоначальные инвестиции и расходы на обслуживание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий