Я думаю, что забастовка норвежской компании Tesla — невыполнимая задача.
Планов чего-то
подобного в Норвегии нет.
— Было бы лучше, если бы
LO объявил забастовку и здесь, — говорит Тобиас Энг Стрёмберг, ставший рупором
забастовщиков в Швеции.
Helge Rønning Birkelund helge@lomedia.no
Leif Martin Kirknes (foto)
15.08.2024 09:48
В Швеции среди рабочих мастерских Tesla проходит самая
продолжительная забастовка за всю историю. У них есть одно и единственное
требование; заключить коллективный коллективный договор.
Те, кто работает на Tesla
в Норвегии, также не имеют коллективного договора, хотя Норвежская конфедерация
профсоюзов и LO сотрудничают с этими рабочими.
Однако люди не
осмеливаются открыто говорить о своем членстве. Вот почему профсоюзные
организаторы также не приходят поговорить с рабочими Tesla.
- Это усложняет процесс
организации и, следовательно, требует больше времени, - говорит секретарь
профсоюза Fellesforbundet Стеффен Хойланд в интервью FriFagbevegelse.
Он считает, что забастовка
норвежской компании Tesla — невыполнимая задача.
фото Лейф Мартин Киркнес
Федеральный секретарь Fellesforbundet Стеффен Хойланд
исключает возможность разговоров о забастовке Tesla в Норвегии.
Во время недели Arendalsuka
он принял участие в групповых дебатах вместе с представителем забастовщиков в
Швеции Тобиасом Энгом Стрёмбергом, Лизой Пеллинг из Tankesmien Arena Idè в
Швеции и главой международного отдела в LO Лив Тёррес.
Постоянно расширяется
Тобиас Энг Стрёмберг стал
рупором забастовщиков - забастовка постоянно расширяется.
На замену бастующим Tesla
прилетает люди из Германии, Нидерландов и Италии. Работы по ремонту Теслы
одинаковы во всех странах.
Даже генерального
директора это не волнует. Он заявил в X — старом Твиттере, которым владеет сам
Маск, — что забастовка — это безумие.
Забастовка вызвала
неоднозначную реакцию у народа Швеции.
Однако требование наличия
на предприятии коллективного договора легко понять.
- В принципе, мы можем
бастовать столько, сколько захотим по деньгам. IF Metall говорит хоть 200 лет.
Но и нам тоже придется терпеть. «Все время сидеть дома скучно», — говорит
Стрёмберг.
Тем не менее, Tesla
пережила небольшое снижение продаж в Швеции.
Помимо прочего, этому способствовали
забастовки поддержки.
Почта не отправляет
регистрационные знаки.
Tesla не имеет права разгружать автомобили в портах — машины надо перевозить на прицепах по дороге из других стран.
Рад за поддержку
Стрёмберг рад поддержке
норвежского профсоюзного движения.
- Было бы лучше, если бы
LO объявил забастовку и здесь. Но, по моему мнению, LO также сделал немало.
фото Лейф Мартин Киркнес
Тобиас Энг Стрёмберг готов бастовать «как угодно долго».
Рабочие Tesla не
собираются сдаваться. Лиза Пеллинг также говорит, что знает, кто в итоге победит.
- это займет совсем немного
времени, - добавила она.
В любом случае, гордости
за работу на Илона Маска больше нет.
- Вначале Маск был
одновременно новатором и готовым к действию. Сейчас есть только правая политика
и «херня», направленная на то, чтобы заработать как можно больше денег.
Когда-то я гордился тем, что работаю в его команде. Сейчас меня там нет, —
говорит Тобиас Энг Стрёмберг.
Некто из прошлого
«В первом ряду среди зрителей» сидел Йонас Бальс, написавший книгу «Забастовка, история
о борьбе, единении и солидарности».
Он описывает забастовку
Теслы как мистификацию бездельников начала 1900-ых годов.
- Во многом это «то же самое
дерьмо, в новой обертке», сказал об этом Стеффен Хойланд.
Существует конфликт со
многими видами оружия, которые использовали работодатели и профсоюзное движение
в начале 20-го века, говорит Бальс.
Он ссылается на
работодателя, который агрессивно
использует штрейкбрехеров. Единственное отличие от начала 20 века в том,
что теперь их можно привозить самолетами
из-за границы.
- В Швеции ничего
подобного не видели с тех пор, как сюда привезли штрейкбрехеров из
Великобритании во время конфликта докеров в 1908 году, - говорит Йонас Бальс.
Поговорим о демократии
С другой стороны, профсоюзное движение проводит забастовки
в поддержку с таким усердием, какой уже давно не наблюдалсь в некоторых странах
Северной Европы.
Одна из причин, почему это
так драматично, заключается в том, что на карту поставлено нечто очень
фундаментальное, утверждает Йонас Балс. Речь идет не только о коллективном
договоре или нет, но и о демократии:
- Должны ли работники иметь право голоса в коллективе по
поводу того, как организовано их собственное рабочее место в целом, или они
должны просто соглашаться с тем, что решает начальник?
Домодернистские идеи
И Балс, и глава
международного отдела Лоуренс Лив Торрес
отметили биографию человека, стоящего за всем этим - этот основатель Tesla Илон Маск, родом из
Южной Африки.
Он вырос в условиях
апартеида, где существовало правило,
согласно которому все должен решать начальник.
- Режим апартеида в
конечном итоге пал, но есть много признаков того, что Маск взял с собой часть
мышления в роли современного бизнес-лидера. Но в этом нет ничего современного,
это очень досовременный способ управления компаниями. «Все это выдвигается на
первый план в этом конфликте», — говорит Йонас Балс.
Tesla в Норвегии попросили
прокомментировать обвинения, которые стали известны по этому делу, но компания
не ответила.
Комментариев нет:
Отправить комментарий