Kõigil Töötajatel on Õigus olla esindatud Ametiühingu poolt!

Kõigil Töötajatel on Õigus olla esindatud Ametiühingu poolt!
У всех Работников есть Право быть представленными Профсоюзом!

среда, 7 января 2026 г.

Переговоры о Минимальной Зарплате в Эстонии или «давно такого не было и вот опять».

Минимальная зарплата, или установленный государством минимальный размер оплаты труда, – это наименьшая сумма, которую работодатель в Эстонии может выплачивать работнику при полной занятости. Ее размер ежегодно согласовывают Центральный Союз Работодателей (далее Союз Работодателей) и Центральный Союз Профсоюзов (далее Союз Профсоюзов), после чего Минимальная Зарплата утверждается постановлением правительства – данная процедура соответствует условиям Коллективных переговоров и является Социальным диалогом в государстве Евросоюза.

Союз Работодателей предложил повысить минимальную зарплату на 4%, то есть менее чем на 40 евро, а также продлить действие заключенного в 2023 году соглашения о минимальной зарплате на десять лет. Союз Профсоюзов, в свою очередь, настаивает на росте до 991 евро – более чем на 100 евро.

«Представители работодателей и профсоюзов не достигли соглашения на переговорах о размере минимальной заработной платы на 2026 год, в связи с чем переговоры продолжились у государственного примирителя».

Надеемся, что Государственный Примиритель Меэлис Виркебау сдержал своё слово и направил партнёрам по Социальному диалогу: «Союзу Работодателей и Союзу Профсоюзов, - свои предложения по минимальной заработной плате». (смотри в комментарии ссылку*1 на статью «Госпримиритель: к 6 января я вышлю свои предложения по минимальной зарплате»)

Особенностью нынешнего процесса переговоров стало то обстоятельство, что Союз Работодателей упорно старается нарушить ранее принятые договорённости, видимо считая правильным формулу «хозяина своего слова», типа «тот, кто дал слово, может это слово и назад взять».

Напомним, «согласно Соглашению, заключенному три года назад, минимальная зарплата должна постепенно достичь 50% от средней к 2027 году. В прошлом году срок действия соглашения был продлен на один год. По новому плану, минимальная зарплата в следующем 2026 году увеличится примерно на 100 евро». (смотри в комментарии ссылку*2 на статью «Переговоры о минимальной зарплате продолжаются: рост до 1000 евро пока откладывается»)

Работодатели считают такие ожидания слишком высокими и напоминают, что экономика сейчас фактически не растет.

"Мы должны учитывать, что восстановление экономики, которого ожидали год назад, так и не произошло. Экономика растет на 0%. Недавно прогноз роста за первый квартал был пересчитан, и настоящего экономического роста мы не видим. Предприятиям тяжело, и экономика просто не выдержит слишком резкого повышения минимальной зарплаты", - сказал исполнительный директор Союза Работодателей Хандо Суттер.

У Профсоюзов совсем другое мнение.

"Конечно, мы понимаем, что работодателям тяжело. Но если компании рассчитывают, что люди будут покупать их товары и услуги, у людей должны быть средства. Именно низкооплачиваемые работники тратят почти все свои доходы в эстонских магазинах и на местные услуги. Поэтому улучшение покупательской способности - это необходимость, и это также выгодно бизнесу", - утверждает Кайа Васк, председатель Союза Профсоюзов.

"Около 18 000 человек получают минимальную зарплату. Но повышение повлияет на всех работников с низким и средним доходом: когда повышается минималка, работодатели обычно поднимают зарплату и другим работникам. Это напрямую влияет на то, насколько люди способны справляться с жизненными расходами." (смотри в комментарии ссылку*3 на статью «Переговоры о минимальной зарплате на 2026 год продолжатся у государственного примирителя»)

Когда стороны смогут прийти к соглашению - неизвестно.

Кайа Васк напомнила, что бывали годы, когда минимальная зарплата утверждалась лишь в январе.

Комментарии:

*1. Госпримиритель: к 6 января я вышлю свои предложения по минимальной зарплате

https://rus.err.ee/1609893775/gosprimiritel-k-6-janvarja-ja-vyshlju-svoi-predlozhenija-po-minimalnoj-zarplate

*2. Переговоры о минимальной зарплате продолжаются: рост до 1000 евро пока откладывается

https://rus.err.ee/1609844262/peregovory-o-minimalnoj-zarplate-prodolzhajutsja-rost-do-1000-evro-poka-otkladyvaetsja

*3. Переговоры о минимальной зарплате на 2026 год продолжатся у государственного примирителя

https://rus.err.ee/1609866567/peregovory-o-minimalnoj-zarplate-na-2026-god-prodolzhatsja-u-gosudarstvennogo-primiritelja

вторник, 6 января 2026 г.

Новый пограничный налог на углерод вступает в силу в ЕС.

 Как это скажется на торговле?

Авторское право AP Photo / Martin Meissner

By Marta Pacheco

Опубликовано 01/01/2026 - 8:00 GMT+1

https://ru.euronews.com/my-europe/2026/01/01/cbam-carbon-border-adjustment-mechanism

Импортёры стали и алюминия в ЕС начинают платить налог за выбросы CO2 при производстве своей продукции с 1 января 2026 года. Критики считают новые меры протекционистскими, утверждая, что они навредят торговле.

1 января в ЕС вступает в силу пограничный налог на выбросы углекислого газа для продукции тяжёлой промышленности. Он налагает на импортёров финансовые обязательства в связи с вредным воздействием на окружающую среду, - аналогичные тем, что действуют для местных производителей.


Хотя эта мера призвана обеспечить справедливую конкуренцию для европейских отраслей промышленности, запуск Пограничного корректирующего углеродного механизма (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM) может создать напряжённость в торговых отношениях со странами, не входящими в ЕС, что только осложнит ситуацию кризиса в международной торговле, который возникновой тарифной политики Дональда Трампа.

Вашингтон пытался оказать давление на блок , требуя отозвать закон. Во время своего октябрьского официального визита министр энергетики США Крис Райт говорил, что применение законодательной инициативы создаст массивные торговые барьеры между трансатлантическими партнёрами. Ранее в этом году США утроили пошлины в отношении товаров из ЕС, на сталь и алюминий - повысили тарифы до 50 %.

Китай, Индия, Россия и ЮАР также выступили против новых мер как протекционистских, некоторые - поставили под сомнение их соответствие нормам Всемирной торговой организации (ВТО).

По данным местных СМИ, Египет пока является первой страной, обратившейся к ЕС с просьбой о предоставлении исключения из CBAM. Каир работает над собственным внутренним углеродным налогом, чтобы защитить местную промышленность от CBAM ЕС.

От стандартов отчётности к финансовым сборам

Трёхлетний переходный этап для углеродного налога начался в 2023 году, чтобы дать промышленности время на сбор данныхо выбросах CO2 и протестировать методики

С 2026 года импортёры из ЕС должны будут покупать и сдавать сертификаты CBAM, соответствующие выбросам CO2 при производстве их продукции. Тарифы на эти сертификаты аналогичны тем, что установлены на углеродном рынке ЕС, - примерно от 70 до 100 евро за тонну CO2.

Страны, уже работающие на углеродном рынке, смогут компенсировать свой экспорт на основе своих внутренних налогов.

Согласно Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC), тяжёлая промышленность, такая как сталелитейная и алюминиевая, является основным источником CO в энергетическом секторе, на долю которого приходится до 15% всех выбросов парниковых газов, связанных с энергетикой ЕС.

Жан-Марк Жермен, генеральный директор компании Constellium, представляющей интересы алюминиевой промышленности, заявил, что CBAM в конечном итоге приведёт к повышению стоимости алюминия в Европе.

"CBAM в его нынешнем виде рискует ослабить конкурентоспособность европейского алюминия, не обеспечив значимого сокращения выбросов", - сказал Жермен.

Критики CBAM также утверждают, что система слишком обременительна, ссылаясь на сложности в точном измерении выбросов углерода.

Хайме Амоедо, исполнительный директор и соучредитель The ESG Institute, говорит, что импортёры стали, цемента, алюминия или удобрений из ЕС, вероятно, столкнутся с увеличением затрат, особенно в тех случаях, когда данные о выбросах неполные или основаны на значениях по умолчанию.

Хотя по законодательству ЕС экспортёры не несут юридических обязательств, последствия для них не менее значительны.

"Если экспортёр не может предоставить достоверную, проверяемую информацию о выбросах, импортёр вынужден указывать значения по умолчанию, что увеличивает стоимость сертификата", - говорит Амоедо.

"На практике это делает высококачественные данные коммерческим требованием, а не нормативной мелочью. Экспортёры, которые не могут оправдать эти ожидания, рискуют полностью потерять клиентов из ЕС".

Доходы от CBAM помогут европейской промышленности

Пограничный налог ЕС на выбросы углекислого газа призван стать сигналом для стран вне блока, побуждая их к разработке аналогичных ограничений, использованию более чистых методов производства.

Блок настаивает на том, что новый закон предотвратит перемещение промышленных предприятий в страны с более низкими эконолгическими стандартами - явление, известное как "утечка углерода".


Однако налог неизбежно приведёт к росту производственных затрат, и европейские промышленники просят Европейскую комиссию помочь им смягчить потери.

17 декабря ЕК предложила создать временный фонд, финансируемый за счёт доходов от CBAM, чтобы помочь промышленности справиться с этапом внедрения налога.

Эд Коллинз, управляющий директор InfluenceMap, независимого аналитического центра, изучающего глобальное лоббирование корпораций и промышленных ассоциаций в области климатической политики, заявил, что создание фонда стало результатом "интенсивного лоббирования со стороны действующих промышленных игроков", которые призывали к возмещению затрат на выбросы углерода для экспортируемых товаров.

Введение "Временного фонда декарбонизации", как считают эксперты, гарантирует, что компаниям не придётся оплачивать полную стоимость выбросов углерода, которые они производят", - заключил Коллинз.