Kõigil Töötajatel on Õigus olla esindatud Ametiühingu poolt!

Kõigil Töötajatel on Õigus olla esindatud Ametiühingu poolt!
У всех Работников есть Право быть представленными Профсоюзом!

четверг, 1 августа 2013 г.

Литовскому Клайпедскому порту - 90!

Истоки Клайпедского порта (1)

 Подготовлено по докладу историка Ромуалдаса Адомавичюса на историческом форуме «Литовскому Клайпедскому порту – 90».
v.matutis@kl.lt 

2013-06-19, 16:29

27 июня отмечается 90-летие со дня присоединения Клайпедского порта к Литве. Этот факт зафиксирован и на качественной фотографии, сохранившейся с той поры.

Политические обстоятельства

Год до 90-летия и еще какое-то время после него до конца 1924 года так или иначе связаны с передачей Клайпедского порта Литве.

Ромуалдас Адомавичюс-младший, работающий в отделе истории судоходства Литовского морского музея, последовательно углублялся в обстоятельства, биографии деятелей, документы передачи Клайпедского порта. Благодаря ему выяснилось, что на кладбище Копгалиса кроме первого капитана порта Людвикаса Стульпинаса, заслуги которого перед историей Клайпедского порта особенно велики, мы должны почтить память и ксендза, общественного деятеля Йонаса Жилюса-Йонилы, который многое сделал для возвращения Клайпедского порта Литве.

В 1919 году американский литовец Й.Жилюс-Йонила в качестве представителя Литвы участвовал в Парижской мирной конференции, где решалось, как после первой мировой войны будет выглядеть Европа. Во время конференции был заключен Версальский договор. Именно тогда и появилось понятие Клайпедского края, потому что было решено территории севернее Нямунаса отделить от Германии. Они были переданы в управление Лиге наций.

После Парижской мирной конференции Й.Жилюс-Йонила поселился в Клайпеде, пытался приобрести собственность и убедился, что администрирующие край французы соблюдают только собственные и интересы своих друзей-поляков. В то время в Европе считали, что Польша станет противовесом формирующейся большевистской России.

В 1922 году Й.Жилюс-Йонила стал представителем Правительства Литвы в Клайпедском крае. Он выдвинул идею, что вернуть Клайпедский край Литва может только путем военной интервенции. В ноябре 1922 года Правительство Литвы под руководством Эрнестаса Гилвонаускаса отклонило используемые до этого времени неэффективные дипломатические средства. Было решено организовать восстание в Клайпедском крае. Это произошло в январе 1923 года. До этого времени в Европе формировалось мнение, что Клайпеда останется свободным городом, каким был Гданьск.

После вооруженного восстания французы, администрировавшие от имени Лиги наций, не хотели сопротивляться. Еще ранее уже говорилось, что Клайпедский край – литовский, только сама Клайпеда больше немецкая.

Не оставалось ничего другого, как договором узаконить передачу Клайпедского края Литве. Считалось, что самостоятельная Литва долго не продержится – рано или поздно ее займет Польша.

После возвращения Клайпедского края Й.Жилюс-Йонила пару лет (1925–1926) был его губернатором.


Порт упоминался раньше

Историк Р.Адомавичюс младший считает, что идеологические корни передачи Клайпедского порта Литве в 1923 году уходят в XIX век. В 1885 году в издании литовской эмиграции в США «Летувишкас балсас» Йонас Шлюпас оценивал Клайпеду как порт, который должен принадлежать «летувининкасам».

Сигнатор Акта независимости Миколас Биржишка в изданном в 1917 году школьном учебнике географии Литвы четко излагает взгляд на Клайпедский порт.

«Наш край и сегодня не отделен от моря. Ведь более чем на 100 верст Литва граничит с морем (...). Не без основания литовцы, как и их родственники латыши (на севере) и пруссы (на западе) считали Балтийское море «своим» (...). Оно дорого для нас полезными, хоть и заносимыми песком портами. Это Клайпедский, а раньше и Палангский порты...», - писал М.Биржишка.

Хотя из этой цитаты можно понять, что порт нужно будет постоянно углублять, но тем самым была сформулирована мысль, что Литве экономически выгодно иметь порт.

Издатель Кястутис Дямяряцкас напомнил, что еще в 1902 году немецкий писатель Йохан Зембрицкий писал, что для Клайпеды единственная возможность развития – это ее соединение с Литвой.


Порт международных интересов

Управление Клайпедским краем и портом было передано Литве чрезвычайной комиссией Лиги наций после подписания договора 17 февраля 1923 г.

По словам Р.Адомавичюса, на эту дату, а также на дату восстания и ориентируются, говоря о передаче Клайпедского порта.

Уже 28 февраля 1923 г. первым начальником Клайпедского порта назначают инженера Ричардаса Висоцкиса, осуществлявшего строительные работы порта Паланга-Швянтойи. Он должен был организовать переход Клайпедского порта в ведение Литвы. Запись № 1 в книге начальника Клайпедского порта свидетельствует, что 23 июня 1923 г. представитель Правительства Викторас Гайлюс передает Клайпедский порт уполномоченному Клайпедского края Йонасу Будрису. По поручению от 27 июня 1923 г. Клайпедский порт переходит в ведение Министерства сообщений, которое передаёт порт его начальнику Р.Висоцкису. Этим письмом были переданы только служащие. Процесс передачи причалов, кранов, судов и другого имущества состоялся позже.

На фотографии 23 июня 1923 г. зафиксирован митинг по случаю передачи Клайпедского порта, где поднимается литовский флаг.

Летом 1923 года должность начальника Клайпедского порта от Р.Висоцкиса перенял морской капитан Людвикас Стульпинас и занимал ее до лета 1924 года, когда передал сформированному совету Клайпедского порта. Параллельно с 1923 года до своей смерти в 1934 году Л.Стульпинас исполнял обязанности капитана Клайпедского порта.

Проходило согласование условий, как Литва будет управлять Клайпедским краем и портом. В правление Клайпедского порта стремились войти поляки. Из-за аннексии Вильнюсского края Литва тех времен не поддерживала дипломатических отношений с Польшей.

«Тушить пожар», возникший из-за открытых интересов Польши в Клайпедском порту Лига наций прислала американского дипломата Нормана Дэйвиса. Он руководил комиссией, которая ознакомилась с интересами Литвы, Польши, Лиги наций в Клайпедском порту. На основе его предложения было решено, что председателем правления Клайпедского порта будет представитель Литвы.

8 мая 1924 года была подписана Клайпедская конвенция. Одним из ее приложений были правила управления Клайпедским портом. Клайпедский порт был объявлен портом международных интересов. Правительство Литвы гарантировало свободу транзита по морю, водным путям и по железной дороге.

Позднее первым председателем совета Клайпедского порта был назначен Томас Нарушявичюс. Эту должность он занимал до 1927 года. Членами совета порта также были назначены по одному представителю Лиги наций и Клайпедского края. Этим претензии Польши на Клайпедский порт были признаны необоснованными. Таким образом была завершена передача Клайпедского порта в ведомство Литвы.



Истоки Клайпедского порта (2)

Исполнилось 90 лет с того времени, когда Литва переняла и владеет Клайпедским портом. Нюансы его развития были раскрыты на историческом форуме «Литовскому Клайпедскому порту – 90».


 Государство обратилось к морю

 Интеграция Литвы, 27 июня 1923 года перенявшей Клайпедский порт, в него оценивается двояко. Хотя в целом за 14 лет в развитие порта вложены немалые средства, первый год развития приобретенного порта отличился вялостью.

Несмотря на то, что были назначены начальник, капитан порта, начальник портовых работ, но до 1925 года, пока не была сформирована Дирекция порта, было сделано мало. Неблагоприятными были и обстоятельства. Низовьями Нямунаса управляла Польша, дипломатические отношения с которой Литва разорвала. Из Клайпеды не было сообщения с Большой Литвой. Из Байорай через Клайпеду, Шилуте до Скаудвиле шла железная дорога, принадлежавшая прогерманским силам.

Историк Юлюс Жукас предлагает не оценивать скептически первый год работы перенятого Литвой Клайпедского порта. После первой мировой войны Литва была разоренным, бедным государством. Его главной целью было проведение аграрной реформы. Когда появились хозяйства, начали производить сельскохозяйственную продукцию, тогда и обратились к модернизации Клайпедского порта.

Более яркая организация работы порта приходится на 1929–1932 годы. Была оборудована Зимняя гавань, экспортный причал протяженностью 450 метров и глубиной 8 метров для приема 4–5 судов. Также оборудован импортный причал длиной 320 метров и глубиной 10 метров для приема 3–4 судов. Недалеко от мола был оборудован причал протяженностью 360 метров для нефтепродуктов, где размещались резервуары на 9 тыс. тонн.

Оборот вырос даже в три раза по сравнению с тем, каким он был в 1923 году, когда порт был передан Литве. Параллельно должны были строить железную дорогу из Клайпеды в Каунас, благоустраивать дороги. После строительства железной дороги в Каунас в 1932 году Клайпедский порт опередил своего большого конкурента Лиепайский порт, который особенно вырос за счет тарифной политики царской России.

Жители Клайпеды, называемые мемелендерами, пусть даже отрицательно оценивавшие управление Литвы, не скупились на похвалы в ее адрес за развитие Клайпедского порта. Несмотря на катастрофическую нехватку денег, работы в Клайпедском порту проводились тогда, когда во всем мире был кризис. И модель модернизации порта – делать это через такие государственные кооперативные общества как «Майстас», «Пено центрас», а позднее и другие, – была выбрана правильно.


 Аналогия с нынешним днем

 Трудно переоценить важность экономического значения Клайпедского порта для Литвы. В 1934 году, когда нацистская Германия объявила Литве экономический бойкот, всю торговлю пришлось переориентировать на Великобританию. Через Клайпедский порт циркулировало 80 % внешнеторговой  продукции Литвы. Порт сделал многое, чтобы Литва, в самом начале не имевшая никакого опыта развития морского государства, сформировалась как морское государство со своим портом, флотом, транспортной инфраструктурой.

«Десятилетиями Клайпедский порт затмевался Кенигсбергским портом, а Рига вообще была недосягаемым мегаполисом. Когда Литва переняла порт и развивала его, в клайпедских предпринимательских слоях родилась мечта обойти Ригу. Эта мечта осуществлена только в наши дни», – отметил Ю.Жукас.

Не все планы развития порта удалось осуществить. Историк Дайнюс Элертас представил схему развития порта Дровяной бухты, железнодорожного узла через Жарде, Римкай, Лайстай, Науякемис, Липкяй, которую в то время называли мечтой. Этот план во многом схож с тем, что сегодня находится вокруг Клайпеды, включая железнодорожную станцию Драугисте, Свободную экономическую зону.

В плане тех лет уже говорилось об отчуждении земель для портовых нужд. Это также имеет аналогии с сегодняшним днем. Непонятно лишь одно – когда созрел такой план. Есть данные, что еще в 1920–1922 годах, когда Клайпедой управляли французы. План пытались реализовать в 1934–1936 годах, но не удалось. На это повлияли перемены в Германии после 1933 года, когда к власти пришел A.Гитлер


Двери в Клайпеду закрылись

 В довоенных архивах безопасности Литвы зафиксировано, что Союз рабочих христиан-социалистов под руководством пастора Теодора Сасса и Социалистический народный союз под руководством Эрнста Нойманна под влиянием нацистских идей в 1934 году готовили восстание в Клайпедском крае.

Э.Нойманн и Т.Сасс были арестованы и осуждены в Каунасе, а Германия объявила Литве бойкот. Литва же в Клайпедском крае демонстрировала готовность освоить его. В 1934 году был объявлен план купить в Клайпедском крае 1000–1500 га земли и раздать ее добровольцам – унтер-офицерам и офицерам. Похожую политику в Кенигсбергском крае осуществляла и Германия.

В так называемом плане заселения Клайпедского края планировалось выделить по 12 тыс. литов для обустройства одной литовской семьи. В то время это были большие деньги. Ежегодно планировалось обустроить по 20–40 семей.

Параллельно перенимался контроль над железной дорогой и автодорогами. Также планировалось охватить Клайпеду литовским кольцом, выкупив 14 поместий. Литовцы всячески поощрялись приобретать имущество. Однако магистрат края препятствовал литовцам приобретать земли и брать ее в аренду. В 1936 году из 2,2 тыс. жилых домов в Клайпеде 100 принадлежало литовцам, 120 – евреям, остальные – немцам. 55 поместьями из 141 в Клайпедском крае владели литовцы.

В том же 1936 году Министерство сообщений Литвы планировало провести отчуждение 443 га земли для развития Клайпедского аэропорта. Этому воспротивились. Поднятая нацистами волна возмущения дошла даже до Лиги Наций. Аэропорт получил всего несколько гектаров земли.

После национального подъема, который проявился и в морской сфере, Клайпедский порт, литовский флот перешли на новое качество. Однако уже в 1938 году двери в Клайпедский край и порт для литовцев начали закрываться.

 Подготовлено по докладам историков Юлюса Жукаса и Дайнюса Элертаса на историческом форуме «Литовскому Клайпедскому порту – 90».

Подготовлено по докладу историка Ромуалдаса Адомавичюса на историческом форуме «Литовскому Клайпедскому порту – 90».

Комментариев нет:

Отправить комментарий