Kõigil Töötajatel on Õigus olla esindatud Ametiühingu poolt!

Kõigil Töötajatel on Õigus olla esindatud Ametiühingu poolt!
У всех Работников есть Право быть представленными Профсоюзом!

понедельник, 23 сентября 2013 г.

Из истории портовых рабочих Финляндии

Из истории портовых рабочих Финляндии

Цитата из книги Юхани Сааринена «Миллионный мол» (Juhani Saarinen, Miljoonimölja):

«…История человечества – не что иное, как история борьбы и ошибок. Соответственно, ошибки случались и в истории профсоюзов. Эта история рассказывает о целом ряде поражений и побед, причем большинство побед были скорее результатом счастливого случая, чем умного планирования».
Так писал Матти Паасивуори в своей статье «Забастовки портовых рабочих и управление профсоюзами» в 1919 году.

Борьба портовых рабочих Финляндии и их подъем из крайней бедности и плачевных условий существования – лишь небольшой эпизод в истории международного и финского рабочего движения. Это вторичный толчок землетрясения, известного под названием Великой французской революции, происшедшей в конце 18 века под девизом свободы, равенства и братства. Из этих слов в течение 19 века взошли ростки многих новых идеологий, которые привели к общественным потрясениям. Родились либерализм, национализм, социализм, эмансипация, филантропия, народное просвещение и т.д.

Несколько новых идей через Балтийское море принесло и в Финляндию. Геологически твердая почва этой страны оказалась восприимчивой к новым идеям. Одними из главных ворот, через которые вместе с грузопотоками прибывали идеологии, стал порт Котка. Местное население жадно впитывало идеи, которые обещали достойную жизнь и свободу от постоянного страха остаться без средств к существованию. В начале 20 века возникли первые организации и партии местных рабочих. Политические цели были скопированы с Германии, а при создании организации рабочих объединений взяли пример с Великобритании.

После потрясших Россию событий 1905 года именно в Котка были созданы первые объединения портовых рабочих. Бригады портовых грузчиков, в известном смысле, были готовыми отделами таких объединений. Только воля к созданию таких групп пришла извне – от владевших стивидорными компаниями капиталистов, которые получали прибыль от выполняемой рабочими работы. Или, пользуясь терминологией того времени – грабили рабочий класс. Первая битва за распределение работ и прибыли в порту Котка произошла в сезоны навигации 1905-1907 гг.

В начале портовым рабочим в Котка сопутствовал успех, и напуганные забастовками работодатели «втянули когти», как писали газеты. Тем не менее, вскоре они оправились, и небольшие предприятия стали объединяться, чтобы эффективнее бороться с рабочим движением и забастовками. Одна такая организация, созданная в порту Котка, начала предлагать местным рабочим договор, зарплата по которому было довольно хорошей, но прочие условия – исключительно жесткими. Работать нужно было как в будние, так и выходные дни «терпеливо, усердно и без возражений», жить в принадлежащих организации зданиях без разрешения их покидать и без права приглашать гостей.

Такой договор сочли самым настоящим рабовладением, и портовые рабочие из Котка с ним не смирились. Организация стивидорных компаний нашла выход во ввозе дешевой рабочей силы.

19 мая 1907 года в порт Котка прибыл древний эстонский парусный баркас «Авенир». Из его трюма вышло около сотни эстонцев, которые сразу приступили к показанным им погрузочно-разгрузочным работам. Несколько позднее прибыл второй видавший виды баркас – «Лайнетар» – с которого был снят такелаж. Это судно стало домом для новых портовых рабочих из Эстонии. В народе эти баркасы стали называть кораблями рабовладельцев.

Местные портовые рабочие не знали, как бороться с дешевой рабочей силой, и их попытка добиться улучшения условий труда и повышения зарплаты потерпела такое сокрушительное поражение, что ушли годы, прежде чем они смогли повторить попытку. Тем не менее, не только эстонцы сломили сопротивление портовых рабочих в Котка. Сюда также привозили русских из Петербурга и финнов из северных уездов.

Перевод Рауль Синиаллик
Член Правления EMSA

Прим. редакции: Постараемся и в дальнейшем давать исторические обзоры деятельности профсоюзов, потому что они содержат в себе ценные уроки.

Демонстрация в порту Котка

В пятницу, 4 февраля 2013 года, все 200 портовых рабочих утренней смены стивидорной компании Steveco прекратили работу в порту Котка.

В дополнение к ним в акции приняли участие 12 портовых рабочих стивидорной компании Outokumpu Shipping в порту Торнио.

Причиной демонстрации стал затяжной конфликт между Союзом транспортных профсоюзов Финляндии (AKT) и Satamaoperaattorit ry – союзом портовых работодателей. Предметом конфликта являются работы по креплению контейнеров на иностранных контейнеровозах, прибывающих в порты Финляндии.

Согласно Конвенции № 137 Международной организации труда (МОТ), все портовые работы, связанные с обработкой грузов, могут выполняться только зарегистрированными портовыми рабочими. Финляндия ратифицировала эту конвенцию. Международная федерация транспортных рабочих (ITF) несколько раз настоятельно требовала, чтобы складские компании и порты соблюдали конвенции МОТ.

По словам представителей работодателей, они против этой мысли, поскольку это создает дополнительные расходы и требует дополнительных мер безопасности. Они утверждают, что финские грузчики не обучены такой работе.

AKT придерживается совершенно противоположного мнения и подтверждает, что грузчики, работающие практически во всех портах Финляндии, прошли подготовку по эффективному выполнению крепежных работ с соблюдением требований техники безопасности. Кроме того, данная работа не настолько сложная и дорогостоящая, чтобы портовые рабочие получали бы за нее большую плату.

По мнению союза портовых работодателей, состоявшаяся в понедельник демонстрация являлась незаконной забастовкой, и они намереваются вызвать AKT в комиссию по трудовым спорам.

Настоящая статья составлена по материалам, опубликованным на веб-сайте

AKT и в газете Helsingin Sanomat.

Перевод Рауль Синиаллик
Член Правления EMSA

Комментариев нет:

Отправить комментарий